«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам

0
117

Сейчас считается правилом неплохого тона по-стариковски поворчать на высшее православное духовенство, попрекнув его уполномоченных лиц шикарной жизнью, а также прикинуть ориентировочное число «брегетов», яхт и «майбахов» на каждую епархию. В пример церковникам нередко приводят умеренный быт Далай-лам, которые живут едой духовной, а не вещественной.

А вот для вас незначительно историй о роскошной жизни приверженцев Махаяны, чтобы вы их не слишком идеализировали.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам0

Для многих буддизм — это отказ от многих благ, аскетизм и полное бескорыстие и самопожертвование. Далай-лама, как лидер буддистов и их высший авторитет, должен служить для всех примером и, разумеется, просто обязан быть равнодушным к комфорту и роскоши. Однако история не припоминает среди высших буддийских жрецов бессребреников и нищих философов, живущих в сырой пещере.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам1

Для Тибета Далай-лама многие века был не только духовным, но и политическим лидером, а также верховным главнокомандующим. Разумеется, как и любые другие правители, ламы строили дворцы, нанимали слуг и окружали себя роскошью.

Первым Далай-ламой стал в 1578 году лама Гелугпа Сонам Гьяцо, обративший в буддизм воинственное монгольское племя тумэтов, во главе с их ханом Амду. В честь обретения новой веры монголами был собран курултай из знатных людей, на который пригласили и ламу Сонам Гьяцо.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам2

Во время застолий, которые следовали одно за другим, монах и хан не уставали отвешивать друг другу комплименты, а закончилось все тем, что лама наделил хана титулом Брахмы — повелителя религии, а хан от всей широкой монгольской души преподнес Сонам Гьяцо золотую печать с надписью «Печать Ваджрадхары-Далай-ламы. Да будет победа!».

С этого момента Сонам Гьяцо стал называть себя Далай-ламой III. Почему сразу третьим? Монах просто почтил память двух своих предшественников, задним числом возведя их в высший ранг духовенства. Кроме этого, каждый верховный лама являлся реинкарнацией предыдущего и было бы некрасиво, если бы Далай-лама реинкарнировался из какого-то Гендуна Гьяцо, обычного верховного ламы.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам3

Первый официальный глава буддистов больше не вернулся на родину в Тибет, до самой своей смерти в 1588 году наслаждаясь гостеприимством владык Внутренней Монголии.

О быте Далай-ламы IV известно немного, и ничего интересного за время его правления не произошло. Гораздо более яркой личностью стал пятый по порядку глава буддистов, Нгаванг Лобсанг Гьяцо. Этот представитель высшего духовенства сконцентрировал в своих руках не только религиозную, но и светскую власть.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам4

Именно Далай-лама V и построил знаменитый дворец Потала — резиденцию верховных правителей Тибета, расположенную в Лхасе. Дворец, более похожий внешне на добротную крепость, был домом далай-лам с 1649 по 1959 год, пока Далай-лама XIV не покинул его из-за китайской оккупации Тибета.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам5

Дворец Потала — самая высокогорная резиденция правителей в мире, так как комплекс расположен на высоте 3 767 метров над уровнем моря. Строительство началось в 1645 году, а в 1649 в огромное здание на холме Марпо Ри переехал как сам главный жрец, так и все правительство и духовенство Тибета.

Первой постройкой комплекса Потала стал белокаменный дворец Потранг Карпо, который достраивался и изменялся еще в течение 20 лет после смерти своего основателя. После завершения строительных работ приступили к возведению Потранг Марпо — Красного дворца, выполнявшего роль хранилища священных текстов и реликвий, а также места приема гостей, не имеющих духовного сана.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам6

Общая высота Поталы составляет 117 метров, при этом самое высокое здание имеет 13 этажей. Залы для молитв, которых в двух дворцах было несколько, поражали богатством отделки. Грандиозные подарки китайских императоров беззастенчиво «вкладывались» в стены, полы и потолки дворца. Золото, слоновая кость, драгоценные и полудрагоценные камни, шелк — здесь можно было найти все, чем богата Поднебесная империя.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам7

Одни занавеси самого большого павильона дворца — подарок императора Канси из династии Цин, создавались целый год. Для кропотливой работы по их изготовлению была построена специальная мастерская, в центре которой располагался зал с десятками вышивальщиц.

«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам8