Дамские татуировки славян: традиция, которую мы теряем

0
28

Дамские татуировки — не пристижное веяние прошедших десятков лет, а традиция, уходящая корнями в стародавние времена. Девицы-айны на северном японском полуострове Хоккайдо наносили на лицо изображение медвежьего оскала, цыганки украшали себя причудливыми узорами из линий и точек. Были свои, особенные татуировки и у южных славянок.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем0

У многих народов традиции сакральных женских татуировок сохранились и по сей день, но в странах Европы они почти исчезли. Дольше всего обычай татуировать женщин сохранился у балканских народов. Сегодня встретить бабушку, руки которой покрыты замысловатыми орнаментами еще можно в глухих черногорских и хорватских селах, но с каждым годом шанс увидеть носителей этой традиции все меньше.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем1

Хорватские крестьянки демонстрируют татуировки. Фото конца XIX столетия

У славянских народов существует множество легенд и сказок, в которых девушка переодевается в мужчину и с оружием в руках защищает свой народ от врага. В жизни южных славян это вряд ли было возможно — женщину сразу выдали бы татуировки на кистях рук, скрыть которые совсем непросто.

Интересно, но у балканских народов татуировки носили только женщины — мужчины предпочитали не иметь особых примет на теле. Искусство нанесения таких тату было тоже исключительно женским — мастерицы передавали приемы и схемы орнаментов из поколения в поколение более тысячи лет.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем2

Татуировки были особенно популярны у черногорцев, боснийских хорватов и албанцев. Причем албанки наносили узоры на тело независимо от вероисповедания — это делали как мусульманки, так и католички. Некоторые историки считают, что татуировки были призваны предотвратить обращение девушек в ислам — законы шариата не одобряли такой способ украшения тела. При этом объяснить наличие тату у мусульманок Балкан пока никто не может.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем3

Хорватские женщины с татуировками на кистях и предплечьях. Фото начала XX столетия

Наиболее распространенным местом для нанесения узоров у балканских девушек были тыльные части кистей рук. Интересно, что орнаменты на правой и на левой руках всегда были разными. Реже встречались узоры, покрывающие руки до локтей и совсем нечасто — татуировки между ключицами. На груди чаще всего изображали крест, который декорировали дополнительными декоративными элементами в виде подвесок.

Одинаковые татуировки у славянок встречались нечасто, но при этом все рисунки на теле состояли из одинаковых элементов и символов. Зная язык женских тату, можно было понять, к какому роду принадлежит женщина, и какие события происходили в ее судьбе.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем4

Человек, владевший языком женских татуировок, мог читать судьбы их владелиц, как книги

Первый рисунок девочке наносили в 4−5 лет, второй — после наступления совершеннолетия, как знак готовности к замужеству. Но иногда татуировка появлялась и без привязки к наступлению половой зрелости. Девочку могли защитить дополнительным узором, если она болела.

В последующей жизни тату появлялись в связи с важными жизненными вехами женской судьбы — выходом замуж, рождением ребенка, потерей супруга. У славян других регионов все эти события отражались в костюме, украшениях и прическах, но девушки с Балкан не имели возможности скрыть информацию — она всегда была с ними в виде сложных узоров на коже.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем5

На этих снимках, сделанных в 1896 году, хорошо видны татуировки на руках и на груди

Первые исследователи балканских традиций считали, что женские тату появились в связи с зарождением Османской империи. Но это не так — крест у балканцев далеко не всегда является символом христианства. Еще до крещения кресты у славян ассоциировались с солнцем и являлись мощным оберегом от злых духов. Разница узоров на правой и левой руках, скорее всего, связана с тем, что на одной из тыльных частей кисти изображалась солнечная символика, а на другой — лунная. Такие языческие татуировки были особо неприятны османам — если с христианскими орнаментами они могли смириться, то даже самая прекрасная девушка с языческой символикой на теле была им не нужна.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем6

Традиция славянских татуировок у женщин постепенно начала умирать в XIX столетии. Продвижение далеко на восток западноевропейских традиций привело к тому, что люди с татуировками начали восприниматься как дикари или представители криминального мира — разбойники, пираты. Два известных исследователя балканских традиций, работавшие в регионе в конце XIX столетия — Леопольд Глюк и Чиро Трухелка — отмечали, что украшать тело рисунками постепенно перестают даже в глухих горных селах.

Леопольд Глюк писал о том, что встречал женщин не только с покрытыми орнаментами руками, но и с татуировками на лице. Чаще всего тату были нанесены на лоб, реже — на щеки. По наблюдениям ученого, более масштабные и замысловатые узоры были характеры для католичек. Православные женщины имели тату скромнее и, в основном, в местах, закрытых одеждой.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем7

Таблица женских татуировок, сделанная Чиро Трухелкой. На схеме показаны тату католичек из боснийских сел

Глюка интересовало то, как сами балканцы называют эти татуировки. С удивлением он отмечал, что общепринятого термина ни у сербов, ни у черногорцев, ни у албанцев для этого явления не существовало. Исследователь решил, что эта традиция не слишком древняя, иначе бы точно получила название.

Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем8